С 4 по 6 марта в Мытищах на базе арт-отеля «Lecco» проходила вторая отраслевая конференция «Птицы и полёты авиации». Организатор конференции – Отраслевая группа авиационной орнитологии компании «Два Крыла». Участие в ней приняли специалисты по орнитологическому обеспечению безопасности полётов российских аэропортов и авиакомпаний, центральных и территориальных органов управления воздушного транспорта РФ, ведомств гражданской, государственной и экспериментальной авиации, авиационные специалисты из Узбекистана и Казахстана – всего около 70 человек.
На конференции обсуждали вопросы уменьшения рисков столкновения воздушных судов с птицами, в том числе методы снижения привлекательности аэродромной инфраструктуры для птиц и других животных, сбор и анализ данных о столкновениях с птицами, расследования инцидентов из-за столкновений воздушных судов с птицами, взаимодействие аэропортов и авиакомпаний в целях обеспечения безопасности полётов, а также новейшие методы и разработки в области безопасности полётов.
Как сказал руководитель отраслевой группы авиационной орнитологии, директор компании «Два крыла» Сергей Рыжов, «по сравнению с 2017 годом, когда проходила первая конференция, значительно расширился качественный и количественный состав участников. Это говорит о том, что конференция имеет значение в отраслевом масштабе и проблема орнитологической безопасности полётов очень актуальна».
Столкновения воздушных судов и пернатых происходят всё чаще. В 2018 году Росавиация зафиксировала более 1100 столкновений птиц с гражданскими самолётами. На большой скорости удар может быть такой же силы, как от боевого снаряда. Исследования показывают, что птицы не воспринимают самолёт как угрозу и не пытаются избежать столкновения. Поэтому орнитологическим службам аэропортов приходится прибегать в различным мерам отпугивания птиц. В каждом крупном аэропорту есть орнитологическая служба, которая ведёт наблюдение и статистику, изучает маршруты и миграцию пернатых.
Борьба с ними осложняется тем, что большинство птиц живут рядом с человеком и кормятся со свалок, в том числе и с тех, что находятся рядом с аэродромами. К тому же они очень быстро привыкают к различным шумам.
«И даже к специальным шумам, которые используются на аэродромах для отпугивания птиц, - подчеркнул инженер по обеспечению орнитологической безопасности полётов международного аэропорта Калуги Евгений Попов. – Поэтому различные крики тревоги и паники надо всегда использовать в комплексе с другими методами».
На конференции обсудили вопросы уменьшения рисков столкновения воздушных судов с птицами, в том числе методы снижения привлекательности аэродромной инфраструктуры для птиц и других животных, сбор и анализ данных о столкновениях с птицами, расследования инцидентов из-за столкновений воздушных судов с птицами, взаимодействие аэропортов и авиакомпаний в целях обеспечения безопасности полётов, а также новейшие методы и разработки в области безопасности полётов.